Курсы валют
Курсы валют НБРК 28.04.2024
USD: 443.35 RUB: 4.82
Курсы валют НБРК 28.04.2024
USD: 443.35 RUB: 4.82
Меню сайта

Уровень организации и взаимоотношений на товарных рынках остались неизменными со времен "лихих 90-ых"

30.11.2012
Interfax-Kazakhstan

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ОСТАЛИСЬ НЕИЗМЕННЫМИ СО ВРЕМЕН "ЛИХИХ 90-ЫХ"

В Казахстане реализуются последовательные шаги развития биржевой инфраструктуры. Важным событием в текущем году является то, что в законе о товарных биржах появилось определение анонимного электронного аукциона. Согласно внесенным поправкам, казахстанские биржи должны торговать на данном аукционе не менее 15% от общего объема реализации товаров. Однако законодательная норма не вступила еще в силу, потому что в старых типовых правилах биржевой торговли нет конкретного описания режима двойного встречного анонимного аукциона. Об аукционе и о нынешней ситуации в биржевой торговле в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" рассказал глава ЕТС Курмет ОРАЗАЕВ.

- Курмет Чайморданович, какие еще изменения в ближайший период ожидаются в части механизмов и режима торгов казахстанских бирж?

- Как известно, на сегодня законодательство в области регулирования товарных бирж допускает возможность проведения голосовых торгов. В то же время все, и в первую очередь организаторы торгов, понимают, что настоящая действительность требует высокой автоматизации процессов, проходящих на бирже. Соответственно, то, что можно отметить с точки зрения механизмов и режимов торгов, это, прежде всего, переход к электронным торгам. Они начались уже в этом году, но ожидается, что в 2013 году данное требование закрепится на законодательном уровне и биржевые торги будет возможно реализовывать только в электронном виде.

- Нововведение в структуре биржевых торгов как-то повлияет на издержки контрагентов?

- Несомненно, издержки, связанные с организацией голосовых торгов, с организацией сбора участников на определенной территории, с большим количеством бумажного документооборота, создают достаточно серьезное удорожание биржевой комиссии, что в конечном итоге влияет на формирование себестоимости для участников на рынке. В то время как современная электронная биржа снижает издержки, связанные с оборотом товаров. Я думаю, что наши участники реально почувствовали снижение издержек и уровень сервиса, которые они получают за счет электронных торговых систем. За последние двадцать с лишним лет в странах постсоветского пространства произошли значительные изменения и, конечно, прежде всего, эти изменения коснулись экономических отношений. Единственное, что по своей парадигме осталось неизменным со времен "лихих 90-ых", это уровень организации и взаимоотношений на товарных рынках. И, очевидно, что с таким уровнем организации товарных рынков казахстанские товаропроизводители могут оказаться просто неконкурентоспособными, даже вне зависимости от уровня организации производства и себестоимости их продукции. Мы неоднократно утверждали и продолжаем утверждать, что биржевая торговля является тем механизмом, который должен вывести казахстанские товарные рынки на качественно иной уровень организации. Учитывая вышесказанное, только тот, кто ничего не понимает в законах рынка и считает существующее положение и взаимоотношения на товарных рынках вечными и незыблемыми, может рассуждать о бесполезности биржевой торговли и об издержках, которые несут товаропроизводители, оплачивая биржевые услуги.

- По вашему мнению, что нужно еще проработать и дополнить в законе о товарных биржах?

- Регулятор товарного биржевого рынка - Комитет торговли министерства экономического развития и торговли - внес в правительство на согласование концепцию развития товарного биржевого рынка, в которую заложена вся последовательность необходимых законодательных изменений для системного развития биржевой инфраструктуры. Это связано с переходом на электронные формы биржевой торговли, высокими требованиями биржевой и технической инфраструктуры, а также повышением требований к капитализации бирж - до $5 млн. Принятие нововведений будет дополнительным импульсом в развитии конкурентоспособного предпринимательства в сфере биржевой торговли и определенным образом поспособствует переходу на новые, более современные формы организации торговли.

- Насколько сильна зависимость казахстанских товарных бирж от государственных закупок?

- К сожалению, сложно ответить на этот вопрос предметно, поскольку со дня своего создания биржа ЕТС заняла принципиальную позицию по вопросу проведения государственных закупок через товарные биржи, которая заключалась в том, что данная область закупок практически не описана в законодательстве и абсолютно не регулируется. К сожалению, вплоть до конца 2011 года ситуация с регулированием госзакупок на товарных биржах так и не изменилась. В рамках ЕЭП наднациональными органами ЕврАзЭс принято решение о создании единого организованного рынка госзакупок. Казахстану необходимо обеспечить конкурентные условия для участия отечественных компаний на данном рынке. В связи с этим, в ближайшей перспективе в Казахстане необходимо принять правила государственных закупок через товарные биржи и электронные площадки, а также утвердить на правительственном уровне список товарных бирж и электронных торговых площадок, на которых разрешены государственные закупки, как это сделано в России и Белоруссии. В октябре 2011 года мы, пойдя навстречу многочисленным пожеланиям наших клиентов, открыли доступ госзакупщикам к секции торгов специализированными товарами ЕТС. Однако уже в декабре 2011 года в силу вступила новая редакция закона "О государственных закупках", ограничившая госзакупки на товарных биржах перечнем товаров, обязательных для реализации на бирже. Биржа ЕТС не зависела и не зависит от государственных закупок и доля тех нескольких сделок, которые были проведены у нас в октябре-ноябре 2011 года, настолько мала, что ее даже трудно выразить в процентном выражении. При этом биржа ЕТС считает, что при условии утверждения типовых правил закупок через товарные биржи, которые детально опишут регламент и процедуры и устранят возможность простой регистрации уже заключенных сделок, такие торги могут стать эффективным инструментом для осуществления прозрачных закупок.

- Большинство казахстанских контрагентов работает по контрактной системе, а на биржу приходят регистрировать уже заключенную сделку. Получается, что так поступать им выгоднее?

- Режим адресных сделок, при котором на бирже регистрируются фактически уже заключенные внебиржевые сделки, является временным переходным инструментом, который используется товарными биржами на этапе создания биржевых рынков с нуля. По сути, адресные сделки не имеют коммерческого содержания и судить об их выгоде для участников не приходится. За год ЕТС проделала огромный объем работы, связанной с разъяснением участникам рынка принципов и методов биржевой торговли, обучением работе в электронной торговой системе биржи. Мы считаем, что на сегодня первичный этап организации товарно-биржевой торговли в Казахстане успешно завершен. В настоящее время мы предлагаем рынку абсолютно коммерческие инструменты, такие как анонимный биржевой аукцион и двойной встречный анонимный аукцион. Наши анонимные инструменты содержат реальную добавочную стоимость, давая возможность казахстанским товаропроизводителям значительно упростить свои торговые процедуры и свести время, затраченное на поиск контрагента и переговоры с ним на предмет достижения взаимовыгодной цены, практически к нулю. Все это позволяет нам уже сегодня заявить о том, что на ЕТС представлены все режимы торгов, соответствующие наилучшей международной практике.

- Осенью 2012 года на ЕТС провели первый анонимный биржевой аукцион по зерну Продкорпорации. Затем на ЕТС прошли торги по стройматериалам для фонда недвижимости "Самрук-Казына". По каким новым товарам ЕТС планирует запустить анонимные торги в ближайшее время?

- Условия для развития анонимного электронного аукциона на ЕТС созданы как в техническом, так и технологическом планах. На сегодня доступны анонимные аукционы, в которых участвуют множество покупателей и множество продавцов, направление – как на повышение, так и на понижение. Также созданы так называемые специализированные анонимные аукционы, при которых известен заказчик, являющийся покупателем или продавцом, а заявки его контрагентов выставляются анонимно. На ЕТС есть возможность запустить анонимный аукцион по любому стандартизированному товару, но в то же время, данную линейку мы прогнозируем в зависимости от потребностей рынка. В ближайшей перспективе, с точки зрения сельскохозяйственной продукции, мы ожидаем активизацию торгов как пшеницей, так и ячменем, с точки зрения промышленных товаров и стройматериалов – металлами, кирпичом, отделочными материалами, углем и другими. За последние 2-3 года рынок и, в частности, инфраструктура очень динамично развиваются: в практическом плане все стремятся к достижению ликвидности на анонимном аукционе. Казахстан, как и все ведущие страны СНГ, сегодня находится на важном этапе – обеспечения условий для возникновения ликвидности на анонимных аукционах.

- Спасибо за интервью!