Курсы валют
Курсы валют НБРК 28.04.2024
USD: 443.35 RUB: 4.82
Курсы валют НБРК 28.04.2024
USD: 443.35 RUB: 4.82
Меню сайта

"Сейчас настало время законодательно закрепить условия для развития анонимных аукционов"

05.04.2012
Курсивъ

В скором времени количество товарных бирж и товарных брокеров пойдет на спад. Так считает глава АО "Товарная биржа "Евразийская торговая система" (ЕТС) Курмет Оразаев, рассказавший в интервью "Къ" также об изменениях в составе акционеров ЕТС, формировании национальных ценовых индикаторов на казахстанские товары и текущей ситуации на рынке.

– Курмет Чайморданович, как Вы оцениваете ситуацию на товарном биржевом рынке на сегодняшний день? Что привело его к этому состоянию?

– Для начала хотел бы отметить, ожидалось, что существенное влияние на развитие товарно-биржевого рынка окажет новая редакция Закона РК "О товарных биржах", которая была принята в 2009 году и предполагала внесение всех необходимых изменений на законодательном уровне, для того чтобы товарный биржевой рынок получил новый импульс к развитию. Однако, как показывает статистика, только постановление правительства РК № 375 "Об утверждении перечня биржевых товаров и минимального размера представляемых партий, которые реализуются через товарные биржи", подписанное 6 апреля 2011 года, существенно увеличило биржевой оборот в РК. В целом я бы поделил развитие рынка на этапы до и после принятия перечня. Мы зачастую слышим критику, что за неполный год участникам рынка "перечня" биржевая торговля ничего не дала. Однако бесспорно то, что за этот период участники изучили правила торговли, аккредитовались на биржах и научились торговать. И уже все больше откликов в пользу того, что они получили расширение рынка и новый уровень сервиса. Это – самый важный результат, которого мы ожидали на первом этапе. Но это еще очень малая часть того пути, преодолев который рынок и правительство Казахстана получат ожидаемый эффект от развитого организованного товарного рынка. А главное – справедливое и прозрачное ценообразование на товарных биржах.

– Что, по-Вашему, мешает прозрачному рыночному ценообразованию, и какие факторы могут ему, напротив, способствовать?

– Оценивая ценовые индикаторы конкретного продукта по итогам торгов на ЕТС, мы видим, что на один и тот же товар при одинаковых качественных характеристиках, одном базисе поставки цена в течение одной биржевой сессии (7 часов) колеблется до 25%. Дело в том, что большинство торгов происходит в адресном режиме. То есть у участников есть возможность выбирать своего контрагента в системе – если совпадают заявки продавца и покупателя. Зарегистрировав свою сделку, все остальные детали по ней они могут обговорить вне биржи. К тому же наше законодательство предполагает возможность проведения голосовых торгов, где можно также в процессе аукциона выбрать себе контрагента для осуществления биржевой сделки. Понятно, что на практике он не может обеспечить прозрачное ценообразование – по сути, происходят "договорные" сделки. В международной практике на биржах формируются ценовые индикаторы, обеспеченные прозрачным ценообразованием, которым доверяет весь мир. И если мы видим, например, что на ведущих биржах нефть марки Brent начинает дешеветь или дорожать, ни у кого впоследствии не возникает сомнений в объективности цены на этот товар. Такое в международной практике достигается посредством проведения торгов в анонимном онлайн-режиме. В данном случае участник "не видит" своего контрагента в системе, а риски участников по исполнению сделки обеспечивает биржа. Сейчас настало время законодательно закрепить условия для развития анонимных аукционов. В частности, мы выступаем за то, чтобы анонимный аукцион был обязателен для определенного перечня биржевых товаров, о котором мы говорили ранее. Кроме того, должны быть введены законодательные основы для обеспечения уровня риск-менеджмента бирж. Это очень важный шаг, необходимый для перехода к следующему качественному этапу развития товарного рынка. В ближайшей перспективе наши усилия будут связаны с тем, чтобы в законодательстве приняли эти изменения.

– А какой эффект Вы видите от формирования национальных ценовых индикаторов на казахстанские товары?

– Во-первых, это макроэкономический эффект. Я считаю, его невозможно переоценить как для рынка, так и для правительства. На сегодняшний день при формировании любого бизнес-плана, будь то рыночный или государственный бюджет, мы опираемся на международные общепризнанные индикаторы (нефть марки Brent, цена на золото на Лондонской бирже металлов). Но здесь тонкость в том, что мы берем на себя дополнительные риски – валютные и связанные с чужим правовым полем, где сформированы эти индикаторы. Возникает возможность формировать прогнозы не только на основе международных, но и опираясь на национальные индикаторы. Во-вторых, формирование справедливых и признаваемых индикаторов возможно только на основе формирования ликвидного рынка. Соответственно, у казахстанского производителя возникает возможность продать или купить товар по гарантированной цене. Причем посредством инструментов срочного рынка – фьючерсных контрактов и опционов – он сможет обеспечить цену на свой товар в будущем. Ведь не секрет, что говоря о стоимости той же нефти марки Brent, мы говорим о цене фьючерсных контрактов, то есть цены в будущем.

– По мнению отдельных игроков, государство "не оказывает должной поддержки биржам", нет специального органа, который бы занимался нарушениями. Согласны ли Вы с этим мнением?

– На сегодня правовая база регулятора организованных товарных рынков также формируется совместно с рынком. Понятно, что она не всех устраивает, но основные принципы, на которых строится ответственность участников товарного рынка, уже обеспечены законодательством. Разумеется, за их несоблюдение предусмотрена ответственность. Любой участник может подать свою жалобу в прокуратуру, если считает, что кто-то ведет биржевую деятельность, не соответствующую закону.

– Формально в Казахстане сегодня существует около 20 товарных бирж. Сколько, по-Вашему, из них реально работает?

– Порой мы также задаемся этим вопросом. Как известно, продуктом биржи является информация, и она должна быть открытой, к сожалению, вы не сможете найти даже официальных сайтов отдельных бирж. А на тех сайтах, которые существуют, нет информации о результатах торгов, либо на них невозможно зайти, потому что они запаролены. Зайдя на сайты этих 20 бирж, вы можете получить лишь общую картину о том, что представляет из себя каждая.

– В таком случае возникает вопрос: зачем нужно такое количество бирж?

– Я думаю, до определенного момента заинтересованность в таких биржах была. В последнее время, чуть менее года, это было связано с возможностью проведения государственных закупок на товарных биржах. И поскольку законодательно предусмотрено, что торги могут быть и голосовыми, наверное, кому-то было удобно на таких биржах проводить госзакупки. В скором времени мы ожидаем, что количество товарных бирж и товарных брокеров пойдет на спад.

– Как стало известно "Къ", пакет акций, который раньше принадлежал РФЦА, будет передан Министерству экономического развития и торговли РК. Насколько это соответствует действительности?

– Действительно, согласно постановлению правительства РК №134 от 19.01.2012 года право владения и пользования пакетом акций будет передано Министерству экономического развития и торговли Республики Казахстан после завершения ликвидационного процесса РФЦА.

– Какие задачи Вы ставите в будущем для развития организованных рынков? Что мешает их развитию?

– Прежде всего, необходима работа над дальнейшим формированием биржевой инфраструктуры, соответствующей международным стандартам. Это, в первую очередь, современные технологии электронных биржевых торгов, клиринговая и расчетная инфраструктура. Также очень важным аспектом является внедрение технологий интернет-трейдинга, без которых в современном мире невозможно развитие биржевого рынка. Два бренда интернет-трейдинга зашли на наш рынок и сегодня уже сотрудничают с участниками биржи ЕТС – это компании Quick и NetInvestor. Вхождение международных интернет-операторов – первый прецедент в истории страны. Мы наблюдаем, что это явилось сильным импульсом для роста наших оборотов. Уровень сервиса данных операторов позволяет любому участнику не только купить или продать и оплатить товар, но и вести торговлю сразу на нескольких площадках одновременно, не отходя от рабочего места.