Курсы валют
Курсы валют НБРК 11.05.2024
USD: 439.4 RUB: 4.76
Курсы валют НБРК 11.05.2024
USD: 439.4 RUB: 4.76
Меню сайта

Новый этап развития рынка сжиженного нефтяного газа

06.08.2021

Переход к торговле в рамках крупных региональных рынков

       Рынок сжиженного нефтяного газа (далее СНГ) уже на протяжении последних двух с половиной лет находится на этапе осуществления активных внутренних изменений. Изменения связаны с намерениями государства перейти к рыночным механизмам и отойти от регулирования оптового ценообразования для заводов-производителей с формированием цен через механизм электронной торговли.

        На текущий момент общий физический оборот электронной торговли превысил 620 тыс.тонн, при денежном значении почти 37 млрд.тг. Необходимо отметить, что доля электронной торговли уже составляет не менее половины общих поставок на внутренний рынок страны.

        Электронная торговля на рынке СНГ – это первый пример в отечественной практике по системной организации централизованной торговли с участием нескольких сотен представителей как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. При этом рынок организован по отдельным нормативным требованиям учитывающих в первую очередь уровень, и текущее состояние развития рынка, а также условия для прозрачной торговли позволяющие формировать объективные цены и создавать доверие к процессу ценообразования.

       Требования и принципы, на которых строиться электронная торговля на рынке СНГ, направлены на формирование таких ценовых индикаторов, которые способны максимально четко отражать состояние баланса рынка сжиженного нефтяного газа, как в целом, так и в разрезе регионов и производителей. Практика двух с половиной лет торговли показывает, что система индикаторов достаточно чутко отражала как изменение предложения с отдельных заводов или спроса в отдельных регионах, так и реагировала на общестрановые или мировые события влияющие на общие тенденции состояния спроса и предложения. Именно наличие крепкой взаимосвязи между значением ценовых индикаторов и состоянием баланса рынка стало ключевой оценкой иллюстрирующей выполнение важного требования предъявляемого к качеству электронной торговли.

        На сегодняшний день в рамках дальнейшего совершенствования государственного регулирования в сфере электронной торговли СНГ планируется внесение дополнительных структурных изменений. Данные изменения являются логическим продолжением развития рынка СНГ и направлены на исключение отрицательных издержек наблюдавшихся ранее в процессе электронных торгов. Это тот случай, когда наработанный опыт и накопленная статистика торгов, позволили определить моменты требующие корректировок и сформировать направления, с помощью которых они могут быть нивелированы. Именно подобный последовательный порядок совершенствования заложен в планируемых изменениях следующего этапа, проводимых под эгидой Министерства энергетики.

          Одним из самых критичных факторов, отрицательно влияющих на развитие электронной торговли СНГ, являются периодически возникающие (в среднем раз в полгода) существенные ценовые диспропорции между различными регионами Казахстана. Под существенным различием понимается разница в ценах которая не может быть объяснена объективными экономическими представлениями например разницей в логистических затратах, уровнем региональной конкуренции и т.п. При этом ценовые диспропорции достигали разницы в два и более раза, что в условиях одной страны практикующей рыночные отношения в экономике выглядит противоречиво.

         Причиной подобной ситуации являлось сохранение до текущего дня практики директивного формирования, как региональной потребности (спроса), так и лимитов поставок с заводов (предложения) в разрезе отдельных административных единиц страны. Такой способ администрирования изначально нес и продолжает нести высокие риски, связанные с резким изменением фактического состояния спроса и предложения в отдельном регионе с соответствующим отражением данного дисбаланса через цены электронной торговли. При этом в текущей административной практике не заложен механизм оперативного реагирования, поскольку система планирования выстроена очень инертно, один полный управленческий цикл занимает 1,5-2 месяца.

         На момент запуска электронной торговли предполагалось, что по мере ее развития модель распределения СНГ будет совершенствоваться и двигаться от отдельных административных регионов на первом этапе, через более укрупнённые регионы (макрорынкам – объединение географически близких между собой нескольких административных регионов страны) и в конечном итоге к формированию единого национального рынка без внутренних ограничений. Подобные изменения выглядят как логичными с точки зрения естественного развития рынка, но и в них дополнительно встроен ресурс позволяющий снизить издержки государственного планирования по распределению СНГ и инертности при возникновении нестандартных ситуаций.

         Планируемый переход к макрорынкам с сентября месяца направлен на минимизацию случаев необъективного роста цен в условиях краткосрочного превышения спроса над предложением (последний случай наблюдался в июне месяце 2021 года в южных регионах РК). Создание макрорынков предполагает объединение более крупных лимитов поставок со стороны производителей, доступ к которым будут иметь покупатели с нескольких соседних регионов. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств в отдельном регионе, его поставщики могут оперативно восполнить недостаток с общего лимита макрорынка. При этом издержки для остальных покупателей макрорегиона будут существенно ниже чем, если бы сохранилась прежняя практика распределения.

   Нужно понимать, что подобное предложение существенно снизит ценовые риски для оптовых покупателей и в конечном итоге для потребителя. Кроме того, будет нивелирована самая сложная проблема текущего этапа развития электронной торговли.

          Сам механизм создания макрорынков состоит из двух направлений:

1. Формирование четырех макрорынков по географическому расположению внутри страны (север, юг, запад, восток).

2. Распределение поставок между заводами для макрорынков по принципу создания искусственной конкуренции, где для одного макрорынка СНГ поставку осуществляют минимум два завода.

         Подобный подход закладывает требования для дальнейшего развития, такие как рост межрегиональной конкуренции, конкуренции в сегменте производителей и сегменте покупателей, а также между сегментами.

         P.S. Необходимо отметить что рынок СНГ становиться все более волатильным чему способствует как рост внутреннего потребления так и более сдержанный прирост предложения энергетического ресурса. Инициатива Министерства энергетики является адекватным, упреждающим управленческим решением для создания оптимальных условий по дальнейшему контролю растущих рисков рынка СНГ и развитию здоровой конкуренции на рынке.

Нуржан Бегалин