Курсы валют
Курсы валют НБРК 29.04.2024
USD: 443.35 RUB: 4.82
Курсы валют НБРК 29.04.2024
USD: 443.35 RUB: 4.82
Меню сайта

Конкуренция-национальная идея страны

07.06.2021

История развития и защиты конкуренции нашей страны берет начало на заре суверенитета Казахстана, когда указом Президента Казахской СССР 7 июня 1991 года создается Государственный комитет Казахской ССР по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. Это первое антимонопольное ведомство страны, задачами которого стала эффективная реализация законодательства страны в части развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Подробности, читайте в материале Strategy2050.kz.

Как вспоминает исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, член Президиума НПП РК «Атамекен», доктор экономических наук Николай Радостовец, который был заместителем и руководителем антимонопольного ведомства в 1991-1999 годах, антимонопольный орган создавался в годы реформ, основательно перекроивших лекала плановой экономики на рыночную модель.

Он рассказал, что в первые годы деятельности Антимонопольный комитет напрямую подчинялся Президенту, а отчитывался перед Верховным Советом. Широкие полномочия и авторитет комитета были оправданы, поскольку на него возлагались важнейшие задачи по реализации программы демонополизации. С одной стороны, необходимо было сдерживать натиск монополистов, не допустить роста тарифов, а с другой – способствовать развитию предпринимательства, созданию самостоятельных субъектов рынка.

«В тот период мы провели жилищно-коммунальную реформу, демонополизацию более 80 государственных холдингов и национальных компаний в целях создания конкурентной среды, перевели на самоокупаемость тарифы на электроэнергию, тепло. Вспоминаю, как в наш адрес звучали угрозы, нам предрекали мрачное будущее. Но законы рыночной экономики заработали, когда были созданы условия, и каждый желающий бизнесмен смог войти в ту или иную сферу. Конкуренция все выровняла. Команде антимонопольного комитета приходилось учиться на ходу, перенимая зарубежный опыт. Поняв теорию, мы нередко интуитивно внедряли ее в практику. И действовали оперативно: принимались постановления, издавались приказы, тут же вступавшие в силу», - поделился воспоминаниями Николай Радостовец.

Действующая система экономики страны за годы независимости была радикально преобразована, реализован ряд общегосударственных программ экономического развития, реформ, направленных на усиление антимонопольной деятельности и конкурентной политики. В 2015 году принят Предпринимательский кодекс РК, в который были имплементированы нормы Закона РК «О конкуренции», предусмотрены новшества, направленные на либерализацию антимонопольного регулирования, приведение норм действующего антимонопольного законодательства с учетом его целей и задач в соответствие с лучшей мировой практикой, снижение административных барьеров и административной нагрузки на бизнес в целях стимулирования роста и разукрупнения субъектов бизнеса.

«За 30-летнюю историю антимонопольного ведомства было много ярких событий. К примеру, весомыми достижениями в истории развития конкуренции стали отмена ценового контроля на регулируемых рынках в 2017 году, переход к принципам «мягкого права» антимонопольного реагирования в 2016-м, внесение в законодательство первых положений по снижению госучастия в экономике в 2008 году и другие. При этом миссия ведомства оставалась неизменной – свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства», - подчеркивает Николай Радостовец.

Одной из главных причин проблем в экономике, по мнению председателя Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, профессора Айдына Бикебаева, стало отсутствие действенной и жесткой конкурентной (антимонопольной) политики. Для проведения такой политики необходимо наличие трех условий:

1.   Наделение антимонопольного органа высоким институциональным статусом.

2.   Нацеленность антимонопольного органа исключительно на защиту конкуренции.

3.   Формирование профессиональной команды. 

«Все три вышеуказанных условия у нас долгие годы в должной мере не обеспечивались. За тридцать лет существования суверенного Казахстана статус антимонопольного органа зачастую снижался до уровня подразделения центрального исполнительного органа, а сам он вместо защиты конкуренции занимался больше ценовым регулированием и защитой прав потребителей», - сказал Айдын Бикебаев.

В 2020 году Указом Главы государства Касым-Жомарта Токаева образовано новое Агентство по защите и развитию конкуренции, напрямую подотчетное Президенту. Основной задачей нового Агентства стало создание проконкурентной среды, что подразумевает разгосударствление экономики, изменение конкурентного поля, создание равных возможностей для всех предпринимателей, прекращение монополизации рынков.

«С прошлого года наметились положительные изменения, которые дают надежду на реальные перемены. Во-первых, создано Агентство по защите и развитию конкуренции, которое напрямую подотчетно Президенту РК. Это создает основу для проведения независимого от правительственных решений антимонопольного регулирования, а также для освобождения антимонопольного органа от административного воздействия со стороны других центральных исполнительных органов государства. Во-вторых, указом Президента страны конкуренция объявлена приоритетным направлением деятельности. Это создает основу для смены концептуальной установки антимонопольного регулирования с контроля цен субъектов рынка на защиту конкуренции», - продолжил профессор.

Николай Радостовец считает, что демонополизация холдингов, нынешних операторов и структур квазигосударственного сектора сегодня не менее актуальна, чем несколько лет назад, и ту работу, которую антимонопольное ведомство в этой сфере проводит, необходимо всем поддерживать, поскольку она чрезвычайно важна для процветания Казахстана.

«На сегодня проводимая антимонопольным органом работа по обеспечению доступа к «ключевым мощностям», в том числе посредством развития биржевой торговли, должна стать новым, значимым витком развития конкуренции в Казахстане», - подчеркнул он.

Одной из первых задач, которые Глава государства Касым-Жомарт Токаев поставил перед новым Агентством по защите и развитию конкуренции, это наведение порядка в сфере биржевой торговли, и, в первую очередь, в сфере нефтепродуктов, электроэнергии, угля, особо отметив, что имитация прозрачности со стороны крупных игроков недопустима.

«Биржевая деятельность и государственное антимонопольное регулирование являются факторами, которые активно сопровождают и дополняют друг друга на протяжении последних ста лет развития рыночных отношений в мировой экономике. Можно сказать, что наиболее оптимальные условия для проведения политики по развитию конкуренции имеются в тех странах, где имеется развитая биржевая инфраструктура», - отмечает председатель Правления АО «Товарная биржа «Евразийская Торговая Система» Курмет Оразаев.

31 декабря 2020 года Глава государства подписал Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Этот документ стал основой для объявления развития и защиты конкуренции национальной идеей страны.

«Первым документом, опубликованным только созданным Агентством, была декларация о транспарентности, в ней мы объявили, что главным инструментом антимонопольного органа является «мягкое право». Именно «мягкое право» является определяющим в переориентации деятельности антимонопольного органа в соответствии с мировой практикой. Означает переход от принципа ex post, то есть устранения последствий свершившихся нарушений, на принцип ex ante, предупреждения нарушений, позволяющий бизнесу добровольно перевести свою деятельность в проконкурентное поле. Методом «мягкого права» удалось выполнить поручение Президента страны и снизить в разгар пандемии в Казахстане цены на ПЦР-тесты в два раза, медицинские маски – в 2,5, антиковидные препараты – на 27% в среднем», - сообщил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции РК Серик Жумангарин.

Задачи новой, проконкурентной политики, как отметил председатель Агентства, вошли в Национальный проект по развитию конкуренции. «На этапе разработки мы изучили опыт коллег из ОЕСD, ЮНКТАД. Судя по практикам европейских государств, их работа сейчас сконцентрирована на антитрасте. Агентство же сегодня больше сосредоточено на защите и развитии конкуренции, расширении возможностей и стимулов для занятия предпринимательской деятельностью. И наш проектный подход заинтересовал зарубежных коллег», - рассказал Жумангарин.

Он добавил, что впервые в рамках Нацпроекта Агентство рассматривает проектный подход к развитию и кросс-отраслевую функцию конкуренции, которая вовлекает в исполнение все государственные, квазигосударственные органы, акиматы и впервые – доминирующие предприятия.

«В Нацпроекте определены основное видение, бенчмарк, три ключевых направления, регуляторных барьера. И если в рамках Нацпроекта будет устранен даже один барьер, то мультипликативный эффект от него почувствуют все отрасли», - пояснил спикер.

Параллельно разработан законопроект по развитию конкуренции, вместе с ним законодательно будет закреплено такое понятие как «анализ воздействия на конкуренцию».

«Эту практику мы взяли у ОЭСР, с ней мы сотрудничаем и являемся членами Комитета по конкуренции. С принятием данного законопроекта любое введение НПА и законодательного акта будет проводиться с учетом анализа воздействия на конкуренцию. С реализацией Нацпроекта и законопроекта по развитию конкуренции проконкурентное поведение станет нормой для всего аппарата государства», - заключил глава ведомства.

Напомним, Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2021 года 7 июня объявлен Днем работников антимонопольного органа. Впервые у антимонопольной службы Казахстана появился свой профессиональный праздник. 

«Поздравляю сотрудников антимонопольного органа и все экспертное сообщество, занятое в сфере антимонопольной политики, с юбилейной датой, желаю успехов во всех начинаниях и плодотворной работы! Надеюсь, достигнутые победы принесут огромную пользу для экономики Казахстана, а самое главное - для народа, ведь развитая конкуренция подразумевает наиболее эффективное распределение ресурсов среди всех задействованных участников рынка», - поздравил Николай Радостовец.   

Все права защищены. Используйте активную ссылку на strategy2050.kz: https://strategy2050.kz/ru/news/30-let-nezavisimosti-rk-konkurentsiya-obyavlena-natsionalnoy-ideey-strany/