Поправки в закон «О товарных биржах» противоречат друг другу

31.05.2022

2 марта 2022 года вступили в силу поправки в Закон РК «О товарных биржах». Они внесены Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам торговой деятельности, развития биржевой торговли и защиты персональных данных».

Изначально цель поправок заключалась в доступности и увеличении объемов биржевой торговли, создании конкурентной среды, установлении естественных цен и обеспечении прозрачности биржевых сделок. Однако на деле всё вышло не совсем так. Некоторые нормы после поправок стали противоречить друг другу, что говорит об отсутствии системного подхода.

Итак, что же изменилось?

- Изменено само понятие «биржевой товар». Если раньше к нему относились только однородные стандартизированные товары (например: нефтепродукты, зерновые, сахар, уголь, цемент), то теперь это и нестандартизированные товары (например: техническое оборудование, ручки, спец.одежда, мебель). В итоге стало непонятно, по какому принципу уполномоченным органом (Министерством торговли и интеграции РК) должен формироваться Перечень биржевых товаров.

«Также изначально одной из целей поправок было исключить нормы закона, разрешающие торговлю нестандартизированными товарами в режиме двойного встречного аукциона (в анонимном режиме). Так как это способствовало искажению биржевой торговли. Почему? Потому что в данном режиме невозможно торговать нестандартизированными товарами. К примеру, вы не можете купить орг. Технику, ведь важны ее технические и качественные характеристики. А в режиме ДВА продавцы и покупатели неизвестны, а сделка заключается только на основании спецификации торгового инструмента, это несколько обобщённо. В мировой практике таким образом торгуют только стандартизованными товарами. В итоге стало непонятно, какие товары могут торговаться в режиме ДВА, а некоторые нормы Закона противоречат друг другу», - сказал Рустам Каирбаев, директор Юридического департамента ЕТС.   

- Товарные биржи поделены на биржи с правом организации торгов биржевыми товарами и на биржи с правом организации торгов нестандартизированными товарами. Со 2 марта 2024 года уставной капитал для первой категории установлен в размере 600 тысяч МРП. Для второй– в 300 тысяч МРП. Тогда как этот же размер действовал для всех бирж, до внесения данных поправок в Закон. И теперь те биржи, которые не увеличат уставной капитал до 600 тысяч МРП, смогут торговать только нестандартизированными товарами.

- Вводятся единые для всех товарных бирж Правила биржевой торговли. Они будут содержать общий порядок аккредитации членов биржи, проведения торгов в режимах биржевой торговли, особенности биржевых торгов для отдельных торговых секций и по отдельным видам товаров. В новых правилах появятся отдельные разделы, регламентирующие порядок и особенности проведения биржевых торгов сжиженным нефтяным газом, нефтепродуктами, углем, зерновыми. При этом Правила должны были утвердить 2 марта 2022 года, однако это ещё не сделано, и биржи продолжают работать на основании старых типовых правил, что не соответствует Закону РК «О товарных биржах», с учетом внесенных в него поправок.

«Как известно, проект единых Правил биржевой торговли, подготовленный Министерством торговли и интеграции РК, до сих пор находится на межведомственном согласовании. До этого по нему были запрошены замечания и предложения у НПП «Атамекен». Следует отметить, что проект достаточно сырой и содержит множество непроработанных норм», - подчеркнул Рустам Каирбаев.

Еще одним нововведением стало требование к товарным биржам об обязательной синхронизации работы их электронной торговой системы с Реестром товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей. Однако это не возможна по технологическим и юридическим причинам.

«Технологически и по формам организации торговли работа Реестра и товарной биржи кардинально отличаются. Любая синхронизация информационных систем подразумевает обмен данными в строгих форматах. При этом цель - в формировании общей базы данных. Так, если товарные биржи работают на базе специализированного биржевого софта, который размещается на специальных серверах, то системы электронных закупок размещаются в казахстанском сегменте Интернета. Это совершенно разные площадки», - добавил глава Юридического департамента ЕТС.   

Между тем, юридически такая синхронизация тоже невозможна. Почему? Потому что нет никаких правовых актов, регламентирующих совместную работу товарных бирж и Реестра. Более того, для товарных бирж в четвертом квартале текущего года установлена синхронизация их торговых систем с ИС портала «Единое окно закупок», в результате чего вся информация по закупках недропользователей будет централизована.